Интервью с выпускницей РГИ Маргаритой Дубинской

Меня зовут Маргарита Дубинская. Я являюсь выпускницей философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, а сейчас учусь в магистратуре Горного университета Вупперталя.

Летом после второго курса я начала учить немецкий язык, потому что знание иностранного языка помимо английского казалось мне необходимым для изучения философии. Тогда у меня была знакомая, которая училась во Французском колледже при МГУ, и я тоже решила использовать возможности, которые даёт родной университет для изучения языков, и поступила в Русско-германский институт МГУ. Я училась в группе у Шитиковой Ирины Анатольевны, потом у Меркиш Татьяны Алексеевны и у Кочуровой Анны Васильевны. Помимо пар по языку нам рассказывали про образование в Германии, про её историю и экономику, про традиции и менталитет (мне запомнилось, как на одно из последних занятий по языку в декабре нам принесли украшения для времени Адвента в Германии, и мы пели рождественскую песню). Это очень вдохновляло заниматься языком и попробовать связать своё обучение с этой страной.

Летом после первого года обучения в РГИ я поехала в Марбург в немецкоязычный волонтёрский лагерь. Это был самый дешёвый и, как оказалось, самый интересный и эффективный способ разговориться, потому что общаться можно было только на немецком, а в весёлой компании волонтёров со всего света новые слова запоминались сами собой. Тогда же я побывала в восхитительной библиотеке Марбургского университета, красивой и современной, полной книг, которые любой прохожий может свободно брать с полок, – и эта свобода, и великолепный фонд библиотеки очень воодушевили меня более серьезно подумать о возможном обучении в Германии. После этого ещё Антон Львович, директор Русско-германского института, посоветовал мне попробовать съездить на включённое обучение, чтобы улучшить мой немецкий, и, хотя я не очень верила, что смогу пройти, я получила место со стипендией в Тюбингенском университете.

Эта стажировка выпала на пандемию – я успела уехать в Тюбинген, и ещё до начала семестра всё закрылось. Но даже несмотря на этого у меня там появились контакты, мне посоветовали ценную для моего будущего диплома литературу, даже подарили несколько книг; через общение со студентами у меня сложилось более полное представление о стране и уровень языка стал несравнимо выше, чем он у меня был до начала включенного обучения.

Тогда я решила поступать в магистратуру в Германию: мне очень понравились и сама страна, и студенческая жизнь в ней, и структура университетского образования с возможностью выбирать предметы и регулировать учебную нагрузку. Также мне нравится, что в Германии нет такой строгой иерархии университетов, как, например, в России или в Америке: можно получить сильное образование и в больших городах, и обучаясь в маленьких уютных университетских городках, каким был Тюбинген. 

Задолго до магистратуры я тщательно изучила учебные программы разных университетов, а также все возможные стипендии, на которые я могла претендовать, еще не будучи зачисленной в немецкий университет. Больше всего моим интересам соответствовали Вупперталь и Вюрцбург; в первом была очень интересовавшая меня франко-немецкая Erasmus-программа по феноменологии; второй делала привлекательным возможность получения баварской стипендии. К сожалению, Erasmus-программа именно в прошлом году закрылась на несколько лет, а из баварской стипендии, на которую я подала документы, исключили участников из России; мы с другими претендентами на стипендию попытались побороться за свои права, но это не помогло. Я стала подавать заявки на другие стипендии, и в Вуппертале у меня получилось выиграть Deutschlandstipendium. Она не настолько большая, чтобы покрывать все расходы на жизнь, поэтому параллельно с учёбой всё равно приходится работать, но эта стипендия всё же облегчает обучение. Из других трудностей, связанных с поступлением, мне довелось столкнуться и с долгим рассмотрением документов (я подавала заявки в мае, а приглашения для зачисления мне пришли в конце августа), и с тем, что мне отказали в рассмотрении моей заявки на место в общежитии, потому что у меня не было визы на момент распределения мест в общежитиях, которых значительно меньше, чем желающих жить в них студентов. Тем не менее, и визу мне удалось получить до начала учёбы с запасом времени, и жильё я смогла найти из России, хотя это было непросто и потребовало недели поисков. 

Сейчас с начала моей учёбы в университете Вупперталя прошло полтора месяца, и этого слишком мало, чтобы сформировать своё отношение к университету. Здесь большой выбор интересных мне учебных курсов, я обожаю заниматься в университетской библиотеке. Сам город мне тоже по душе: благодаря гористой местности здесь открываются восхитительные виды на леса, холмы и сам город; хотя Вупперталь – это индустриальный город, сильно пострадавший во время Второй мировой войны, здесь много красивой архитектуры. А со студенческим проездным можно бесплатно путешествовать по всей земле Северный Рейн-Вестфалия. Благодаря тому, что я уже училась один семестр в Германии, а также готовилась к международному экзамену по немецкому, учиться на иностранном языке уже не так сложно. Помимо философских предметов мне обязательно нужно сдать экзамен по латыни или древнегреческому – я выбрала древнегреческий, и занятия по нему доставляют мне большое удовольствие: это очень увлекательно, переводить тексты с одного прекрасного древнего языка на другой прекрасный иностранный язык. Начало семестра у меня получилось достаточно трудным, потому что мне сразу нужно было искать работу, и далеко не каждый работодатель готов нанимать сотрудника без вида на жительство, который нужно ждать несколько месяцев. Тем не менее, преподаватели всегда готовы войти в положение, а работу все же удалось найти, поэтому и эти трудности оказались преодолимыми.

Всем желающим получить во время учёбы зарубежный опыт я хочу пожелать смелости и терпения.  Не бойтесь писать преподавателям зарубежных университетов, если вы хотите у них учиться: мне помогали преподаватели и Тюбингена, и Вюрцбурга, и Вупперталя в получении места и стипендии, потому что они заинтересованы в хороших студентах и радуются интересу к их исследованиям. Не бойтесь подавать заявки на программы и стипендии, даже если внешние обстоятельства непростые и если вам кажется, что вы не идеальный кандидат, и не опускайте руки, пробуйте дальше, даже если где-то не складывается: возможно, другая программа окажется еще лучше.